Лента Новостей
Все новости →Розничная торговля и потребительский рынок: на что делать ставку в 2013?
время публикации: 15:53 22 апреля 2013 года
Компании, связанные с потребительским спросом (в широком смысле), производят более половины российского ВВП и в значительной мере являются движущей силой его роста с 2004 года.
Рост и рентабельность компаний потребительского рынка и розничной торговли, в свою очередь, являются хорошими показателями "здоровья" российского потребителя, а значит – важными индикаторами перспектив роста российской экономики в целом. Насколько оптимистично настроен российский потребитель в 2013 году и в среднесрочной перспективе? Ожидается ли продолжение повышения благосостояния среднего класса?
Эволюция сектора розничной торговли: чем закончится перераспределение сил между основными игроками? Федеральные сети в конкуренции с региональными игроками: что ожидать в 2013 году? Станут ли Интернет и онлайн-торговля реальной конкурентной силой в обозримом будущем? Органический рост как альтернатива стратегии консолидации рынка: каковы плюсы и минусы в текущей рыночной конъюнктуре? Потенциальный выход новых глобальных ритейлеров на российский рынок: изменятся ли ландшафт рынка и правила игры в среднесрочной перспективе? Ожидать ли возобновления M&A-активности в 2013 году?
Финансирование стратегии роста: текущие потребности бизнеса и выбор источников фондирования – долговое финансирование или рынок акционерного капитала? Что известно о стратегических планах и возможностях реализации IPO/SPO российскими компаниями? Какими стали первые итоги после вступления России в ВТО и введения связанных с этим ряда законодательных инициатив для производителей продуктов питания и товаров народного потребления? Как оценивают привлекательность российского потребительского рынка и сектора розничной торговли инвесторы, включая стратегических игроков и фонды прямых инвестиций? Алексей Кривошапко сказал, что стратегия его фонда фактически сводится к тому, чтобы выбирать лучшие компании из наиболее привлекательных отраслей, которые позволяют рассчитывать на приумножение акционерного капитала.
Тем не менее, по мнению Алексея Кривошапко, одним из наиболее значимых факторов, от которого на 70% зависит успех инвестиций, является личность основного акционера и компетентность менеджмента. Очень важно, чтобы акционеры трезво оценивали ситуацию и адекватно реагировали на внешние вызовы по мере роста компаний. В конце концов, именно акционеры должны заботиться о бизнесе, а для портфельных инвесторов важнее доходность вложений. Александр Тынкован продолжил обсуждение приблизительно в том же ключе. Он полагает, что в конечном итоге решения зачастую принимаются именно крупнейшими акционерами, а менеджеры не всегда достаточно независимы, чтобы вмешаться и предложить ту или иную альтернативу.
В связи с этим Александр Тынкован подчеркнул важность статуса публичной компании для "М.Видео" – на долю миноритарных акционеров приходится 40% ее уставного капитала, что обеспечивает правильный баланс сил. Благодаря этому розничная сеть избежала некоторых ошибок, допущенных непубличными конкурентами, и сейчас является безусловным лидером на своем рынке, продолжая при этом расти. Говоря о более узких тенденциях на розничном рынке потребительской электроники, Александр Тынкован отметил, что сейчас в этом секторе происходят глубокие изменения, которые он охарактеризовал как "третью революцию". После того как был открыт рынок продуктов питания и услуг, после стремительного развития современных форматов розничной торговли, главной движущей силой трансформации сектора становятся интернет-технологии.
Потребители становятся более динамичными, благодаря доступности информации они видят все больше вариантов для осуществления розничных покупок. При этом у "М.Видео" появляются новые возможности для демонстрации и реализации своих товаров и услуг. Была затронута еще одна тема – параллельный импорт. Доля импортных товаров на рынке потребительской электроники сейчас составляет 57%, производство остальной продукции уже локализовано в России. Большинство розничных сетей имеют прямой доступ к поставщикам и закупают товар за рубли, что устраняет риски курсовых колебаний. Конкуренция уже вышла на такой уровень, что цены на отдельные товарные позиции сейчас ниже, чем в Европе. Поэтому очень трудно разработать новую модель, которая была бы эффективнее действующей. Маэль Гавэ отметила, что "третья революция" пока находится на очень раннем этапе развития. Сейчас традиционные, "офлайновые" ритейлеры пытаются развивать каналы продаж через интернет в качестве дополнения к своему основному бизнесу. Однако это лишь первый шаг. Число людей, делающих покупки через интернет, все еще очень невелико.
Доступ к интернету имеет около 50–60 млн жителей России, а число тех, кто хотя бы однажды что-то приобрел в онлайн-магазине, составляет всего 15 млн чел. Впрочем, Ozon также инвестирует в офлайновую сеть – в основном этом пункты получения товара и их число сейчас составляет более двух тысяч. Аналогичные тенденции наблюдаются в США, где BestBuy пытается увеличить охват рынка интернет-услугами, Amazon, наоборот, развивает офлайновую сеть, чтобы стать ближе к покупателям, а Apple пытается комбинировать оба подхода. В определенный момент, безусловно, можно рассчитывать на конвергенцию двух направлений в виде интегрированных розничных платформ. Сергей Румянцев считает, что в непродовольственном сегменте конкуренция ограничена.
Пока есть только лишь один сильный игрок на рынке спортивных товаров, один – на рынке детской одежды и три – на рынке потребительской электроники. При этом в интернет-торговле в соответствующих сегментах уровень конкуренции еще ниже, а темпы роста по-прежнему составляют 25–30% в год. Это значительно ниже темпов роста интернет-розницы в Китае, где прирост составляет более 100%. Рост сдерживается в основном такими факторами, как законодательная база, налоговый режим и инфраструктура. Enter, наряду с "М.Видео", стала соучредителем ассоциации интернет-ритейлеров, чтобы совместно защищать интересы участников рынка.
Ян Дюннинг работает в России уже девять лет, процессы эволюции и рационализации в российской розничной торговле происходили буквально на его глазах. Первые магазины "Ленты" открылись в Санкт-Петербурге, теперь ритейлер представлен уже в 33 городах, но это всего 18% от планируемого охвата рынка. Учитывая слаборазвитую инфраструктуру в регионах, компании приходится развивать логистику за свой счет. Инвестиции в логистику окупаются гораздо медленнее, чем в открытие магазинов (иногда за семь лет и более), но они очень важны для обеспечения конкурентоспособности в долгосрочной перспективе. По мнению Ильи Якубсона, если судить по статистическим данным по всей стране, можно заключить, что конкуренция в розничной торговле по-прежнему невелика, а охват рынка современными форматами розничной торговли недостаточен.
Однако в отдельных городах картина совсем другая, и между ритейлерами возникает конкуренция. И неудивительно: в 2012 году в России открылось 4 129 продуктовых магазинов, но большинство из них – в крупных городах европейской части страны. В данной ситуации каждый ритейлер самостоятельно определяет стратегические приоритеты. Для "Дикси" это развитие магазинов шаговой доступности. Хотя ценовая политика все же играет важную роль, компания старается при этом обеспечить наиболее широкий ассортимент товаров и наилучшее качество в сегменте скоропортящихся продуктов. Новые магазины крупнейших российских ритейлеров, по словам президента "Дикси", по качеству могут соперничать с магазинами европейских розничных сетей.
Рост и рентабельность компаний потребительского рынка и розничной торговли, в свою очередь, являются хорошими показателями "здоровья" российского потребителя, а значит – важными индикаторами перспектив роста российской экономики в целом. Насколько оптимистично настроен российский потребитель в 2013 году и в среднесрочной перспективе? Ожидается ли продолжение повышения благосостояния среднего класса?
Эволюция сектора розничной торговли: чем закончится перераспределение сил между основными игроками? Федеральные сети в конкуренции с региональными игроками: что ожидать в 2013 году? Станут ли Интернет и онлайн-торговля реальной конкурентной силой в обозримом будущем? Органический рост как альтернатива стратегии консолидации рынка: каковы плюсы и минусы в текущей рыночной конъюнктуре? Потенциальный выход новых глобальных ритейлеров на российский рынок: изменятся ли ландшафт рынка и правила игры в среднесрочной перспективе? Ожидать ли возобновления M&A-активности в 2013 году?
Финансирование стратегии роста: текущие потребности бизнеса и выбор источников фондирования – долговое финансирование или рынок акционерного капитала? Что известно о стратегических планах и возможностях реализации IPO/SPO российскими компаниями? Какими стали первые итоги после вступления России в ВТО и введения связанных с этим ряда законодательных инициатив для производителей продуктов питания и товаров народного потребления? Как оценивают привлекательность российского потребительского рынка и сектора розничной торговли инвесторы, включая стратегических игроков и фонды прямых инвестиций? Алексей Кривошапко сказал, что стратегия его фонда фактически сводится к тому, чтобы выбирать лучшие компании из наиболее привлекательных отраслей, которые позволяют рассчитывать на приумножение акционерного капитала.
Тем не менее, по мнению Алексея Кривошапко, одним из наиболее значимых факторов, от которого на 70% зависит успех инвестиций, является личность основного акционера и компетентность менеджмента. Очень важно, чтобы акционеры трезво оценивали ситуацию и адекватно реагировали на внешние вызовы по мере роста компаний. В конце концов, именно акционеры должны заботиться о бизнесе, а для портфельных инвесторов важнее доходность вложений. Александр Тынкован продолжил обсуждение приблизительно в том же ключе. Он полагает, что в конечном итоге решения зачастую принимаются именно крупнейшими акционерами, а менеджеры не всегда достаточно независимы, чтобы вмешаться и предложить ту или иную альтернативу.
В связи с этим Александр Тынкован подчеркнул важность статуса публичной компании для "М.Видео" – на долю миноритарных акционеров приходится 40% ее уставного капитала, что обеспечивает правильный баланс сил. Благодаря этому розничная сеть избежала некоторых ошибок, допущенных непубличными конкурентами, и сейчас является безусловным лидером на своем рынке, продолжая при этом расти. Говоря о более узких тенденциях на розничном рынке потребительской электроники, Александр Тынкован отметил, что сейчас в этом секторе происходят глубокие изменения, которые он охарактеризовал как "третью революцию". После того как был открыт рынок продуктов питания и услуг, после стремительного развития современных форматов розничной торговли, главной движущей силой трансформации сектора становятся интернет-технологии.
Потребители становятся более динамичными, благодаря доступности информации они видят все больше вариантов для осуществления розничных покупок. При этом у "М.Видео" появляются новые возможности для демонстрации и реализации своих товаров и услуг. Была затронута еще одна тема – параллельный импорт. Доля импортных товаров на рынке потребительской электроники сейчас составляет 57%, производство остальной продукции уже локализовано в России. Большинство розничных сетей имеют прямой доступ к поставщикам и закупают товар за рубли, что устраняет риски курсовых колебаний. Конкуренция уже вышла на такой уровень, что цены на отдельные товарные позиции сейчас ниже, чем в Европе. Поэтому очень трудно разработать новую модель, которая была бы эффективнее действующей. Маэль Гавэ отметила, что "третья революция" пока находится на очень раннем этапе развития. Сейчас традиционные, "офлайновые" ритейлеры пытаются развивать каналы продаж через интернет в качестве дополнения к своему основному бизнесу. Однако это лишь первый шаг. Число людей, делающих покупки через интернет, все еще очень невелико.
Доступ к интернету имеет около 50–60 млн жителей России, а число тех, кто хотя бы однажды что-то приобрел в онлайн-магазине, составляет всего 15 млн чел. Впрочем, Ozon также инвестирует в офлайновую сеть – в основном этом пункты получения товара и их число сейчас составляет более двух тысяч. Аналогичные тенденции наблюдаются в США, где BestBuy пытается увеличить охват рынка интернет-услугами, Amazon, наоборот, развивает офлайновую сеть, чтобы стать ближе к покупателям, а Apple пытается комбинировать оба подхода. В определенный момент, безусловно, можно рассчитывать на конвергенцию двух направлений в виде интегрированных розничных платформ. Сергей Румянцев считает, что в непродовольственном сегменте конкуренция ограничена.
Пока есть только лишь один сильный игрок на рынке спортивных товаров, один – на рынке детской одежды и три – на рынке потребительской электроники. При этом в интернет-торговле в соответствующих сегментах уровень конкуренции еще ниже, а темпы роста по-прежнему составляют 25–30% в год. Это значительно ниже темпов роста интернет-розницы в Китае, где прирост составляет более 100%. Рост сдерживается в основном такими факторами, как законодательная база, налоговый режим и инфраструктура. Enter, наряду с "М.Видео", стала соучредителем ассоциации интернет-ритейлеров, чтобы совместно защищать интересы участников рынка.
Ян Дюннинг работает в России уже девять лет, процессы эволюции и рационализации в российской розничной торговле происходили буквально на его глазах. Первые магазины "Ленты" открылись в Санкт-Петербурге, теперь ритейлер представлен уже в 33 городах, но это всего 18% от планируемого охвата рынка. Учитывая слаборазвитую инфраструктуру в регионах, компании приходится развивать логистику за свой счет. Инвестиции в логистику окупаются гораздо медленнее, чем в открытие магазинов (иногда за семь лет и более), но они очень важны для обеспечения конкурентоспособности в долгосрочной перспективе. По мнению Ильи Якубсона, если судить по статистическим данным по всей стране, можно заключить, что конкуренция в розничной торговле по-прежнему невелика, а охват рынка современными форматами розничной торговли недостаточен.
Однако в отдельных городах картина совсем другая, и между ритейлерами возникает конкуренция. И неудивительно: в 2012 году в России открылось 4 129 продуктовых магазинов, но большинство из них – в крупных городах европейской части страны. В данной ситуации каждый ритейлер самостоятельно определяет стратегические приоритеты. Для "Дикси" это развитие магазинов шаговой доступности. Хотя ценовая политика все же играет важную роль, компания старается при этом обеспечить наиболее широкий ассортимент товаров и наилучшее качество в сегменте скоропортящихся продуктов. Новые магазины крупнейших российских ритейлеров, по словам президента "Дикси", по качеству могут соперничать с магазинами европейских розничных сетей.
Читайте также в новостях:
10:15, 19 ноября 2024
20:45, 18 ноября 2024
12:00, 02 ноября 2024
20:25, 29 октября 2024
Самое популярное
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...
- Как правильно работать с отзывами на маркетплейсах